| ||||||||||
|
10:17 07.10.2020 - Спортивная политика Олег Кожемяко: для физкультуры и спорта, в силу их прямой связи с практически всеми формами жизни человека, общества и государства, принципиально определяющее значение имеет – межведомственное взаимодействиеВчера, 6 октября, президент России Владимир Путин провёл в формате видеоконференции заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. Обсуждались – реализация стратегических и программных документов в области физкультуры и спорта и проект «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Агентство «Весь спорт» публикует выступление руководителя рабочей группы по подготовке Совета, губернатора Приморского края Олега Кожемяко.
Владимир Путин: Давайте перейдём к работе. Я хочу предоставить слово руководителю рабочей группы по подготовке Совета, губернатору Приморья Олегу Николаевичу Кожемяко.
Олег Кожемяко: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
В рамках подготовки заседания рабочая группа Совета по спорту решала две равновеликие взаимосвязанные задачи: анализировала итоги завершающей свои действия Стратегии и систематизировала предложения для нового документа. Надо сказать, возможность обсудить дальнейшее развитие физической культуры и спорта, определить их стратегические перспективы вызвало живой отклик как на федеральном уровне, так и в регионах. Я хочу поблагодарить всех, кто активно участвовал в этой дискуссии, особо отметить экспертов МГУ имени Ломоносова, Аналитического центра Правительства Российской Федерации, компанию «Иннопрактика», большую, содержательную работу коллег из Счётной и общественных палат и, конечно, членов нашего Совета по спорту.
Владимир Владимирович, помнится, по вопросу целесообразности национальных проектов Вы как‑то сказали, что, если не ставить амбициозных целей, не будет достигнуто вообще никаких. При подготовке предложений в новую Стратегию мы этой аксиомой, по сути, и руководствовались. Тем более, что действительно от состояния и качества сферы физкультуры и спорта очень во многом зависит экономическое, социальное благополучие страны и в целом общества, зависит конечный результат тех или иных задач, в том числе поставленных в указе о национальных целях развития.
Что касается итогов завершающейся Стратегии, то в сравнении с 15 процентами систематически занимающихся спортом в 2009 году результат, 43 процента – безусловно, хороший, равно как и данные роста обеспеченности граждан спортивными объектами. 10 лет назад было 22,7 процента, сейчас 56,7. Но здесь надо учесть, что эти 10 лет вместили целый ряд других крупных международных соревнований, о которых Вы уже упоминали. Именно они очень во многом обеспечили популярность спортивного, активного и здорового образа жизни и появление новых спортивных объектов, в том числе адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях сильно надеяться на такие драйверы роста было бы легкомысленно, поэтому и требования к самой Стратегии и к выполнению задач должны быть более жёсткими, а эффективность работы всех, кто будет задействован в её реализации, в разы выше. Тем более, что далеко не все цели, намеченные в Стратегии‑2020, достигнуты.
И с учётом ранее заявленных и по‑прежнему актуальных планов по некоторым позициям придётся совершать настоящие трудовые подвиги – как, например, физическая подготовка молодёжи допризывного возраста. В этом году, согласно Стратегии, доля безупречно годных к армейской службе должна была составлять 80 процентов, по факту их 51. И, кстати, признать практически здоровым можно лишь каждого четвёртого школьника. Одна из причин – отсутствие межведомственного подхода в вопросах развития детского и юношеского спорта. Эти вопросы рассматривались только через призму спортивной подготовки – то есть, сугубо по линии Минспорта. Но и тут цифры говорят сами за себя: из 45 миллионов граждан в возрасте от трёх до 29 лет спортподготовкой охвачено 3,2 миллиона, это семь процентов. Уверен, что, как только процесс гармонизации законодательства в сфере спорта и в сфере образования завершится, ситуация начнет выправляться.
Владимир Владимирович, Вы поддержали предложение Контрольного управления и Госсовета по вопросу детского и юношеского сорта, включая разработку концепции его развития. В проект новой Стратегии заложим основные векторы межведомственной работы в этой сфере.
Ещё один пример незавершённой работы, которая требует серьёзных усилий – развитие сети первичных организаций, проводящих ежедневную работу с людьми, физкультурно‑спортивных клубов по месту работы, учёбы и жительства. Из почти 40,5 тысячи общеобразовательных школ спортклубы есть только в 12-и тысячах. И в сравнении с цифрами клубов по месту жительства и особенно работы это ещё неплохой результат. Конечно, такая ситуация вызвана как субъективными, так и объективными причинами.
Вы, Владимир Владимирович, упомянули подпрограмму «Спорт на селе». Все регионы давно её уже ждут, а пока выискивают возможности по другим направлениям. Например, мы в Приморье благодарны Министерству просвещения за включение задачи создания условий для занятий физкультурой в госпрограмму и нацпроект «Образование». Это по части федерального проекта «Успех каждого ребёнка». С 2014 года за счёт средств субсидий в 51 сельской школе обновлена спортивная база. В ближайшие три года будет отремонтировано ещё 29 спортивных залов и создано 13 спортивных клубов. Только по этой программе будет заниматься почти 14 тысяч детей, с интересом будут заниматься физкультурой.
Для приведения в порядок объектов спорта в целом есть несколько путей, в том числе, средства федерального бюджета. Но здесь есть один очень важный момент. Сейчас Правительство формирует единый перечень объектов под капремонт. Проработаны предложения 76 регионов. Пока речь идёт о 5,5 тысячи объектов, которые необходимо привести в нормативное состояние. На это потребуется более 30 миллиардов рублей.
При этом, принцип выделения регионам средств федерального бюджета на эти цели не проговорен ни госпрограммой развития спорта, ни действующей Стратегией. Более того, есть задачи по вовлечению 70 процентов населения в систематические занятия, но нет норматива обеспеченности населения спортивной инфраструктурой, согласно которой логично было определять необходимость капитального ремонта, модернизации, строительства новых объектов и текущего содержания имеющихся – в том числе, объектов наследия крупных международных турниров. В новой Стратегии предлагается учесть данную проблему.
Безусловно, реализация всех наших планов потребует достойных ресурсов. По данным Министерства финансов, в 2019 году на физкультуру и спорт было затрачено из средств федерального бюджета 81,4 миллиарда рублей, из средств региональных и муниципальных бюджетов – 30 миллиардов. Показательна и средняя доля расхода на физкультуру и спорт из региональных бюджетов – это где‑то 2,4 процента. Для сравнения: доля культуры и кинематографии – 3,5, здравоохранения – 8,6, социальной политики – 19,8, образования – 24,7 процента. А ведь основной объём работы по физкультуре и спорту идёт именно на местах, в школах, вузах, секциях закладывается основа здорового образа жизни, привычка физической активности. Именно из них, по сути, и вырастают спортивные победы нашей страны, и финансовая обеспеченность этой сферы должна быть соответствующей.
Предлагаем к 2024 году установить минимальный уровень расходов каждого субъекта на уровне нынешнего, не менее 2,4 процента, а к 2030 году удвоить его. Для этого считаем необходимым пересмотреть в новой стратегии использование модели развития, ориентированной на экономическую успешность, прежде всего профессионального спорта, повышение инвестиционной привлекательности всей сферы в целом. Надо, наконец, полноценно задействовать механизм частно‑государственного партнёрства, чтобы каждый бюджетный рубль вёл за собой несколько частных, а также направлять на спорт отчисления, во‑первых, от лотерейной деятельности. Кстати, её оборот за 2019 год – 57 миллиардов рублей, в бюджет она принесла 2 миллиарда 630 миллионов. Во‑вторых, от букмекерской деятельности, тут тоже суммы впечатляют. В 2019 году выручка составила 209,6 миллиарда рублей. Целевые отчисления спортивным федерациям – 1 миллиард 130 миллионов, налогов в бюджет – 774 миллиона. А такого рода поддержка массового и профессионального спорта – общемировая, успешно работающая практика. Конечно, это потребует законодательных корректив. И сделать это предполагается также в рамках исполнения соответствующих ваших поручений.
Упомянув о массовом спорте, нельзя не сказать и о комплексе ГТО, который, прямо скажем, у людей пользуется ещё не слишком большим спросом. В проекте Стратегии предлагается предметно определить меры стимулирования различных возрастных групп: те же скидки в спортивных магазинах для обладателей знака ГТО будут интересны и бизнесу, и спортсменам.
Также надо учесть, что интенсивное развитие физкультуры и массового спорта потребует дополнительной надстройки в системе первичного звена здравоохранения, в том числе развития на уровне поликлиник, сети кабинетов спортивной медицины. Такую надстройку можно предусмотреть в рамках нацпроекта «Здравоохранение», тем более, что Ваше поручение включить в ряд нацпроектов спортивную составляющую уже есть.
В заключение хотел бы ещё раз вернуться к теме межведомственного взаимодействия. Для физкультуры и спорта в силу их специфики прямой связи с практически всеми формами жизни человека, общества и государства оно имеет принципиально определяющее значение. Да, рабочей группой обобщены и представлены к заседанию Совета все предложения, созданы все условия для утверждения в этом году новой Стратегии, но работать эта Стратегия, давать результат, вести к поставленной цели будет только в случае заинтересованного и ответственного отношения к своим обязанностям всех субъектов этой работы, чёткой координации органов власти всех уровней, федеральных министерств и власти, общественных организаций.
Нельзя забывать и о гражданах – тех, кому, собственно, и адресованы все наши усилия. Как известно, одним из наиболее эффективных способов просвещения и привлечения людей к созидательной, полезной деятельности являются тематические годы. Считаю возможным предложить посвятить следующий год массовому спорту и здоровому образу жизни. Это тем более уместно с учётом старта новой Стратегии.
Владимир Владимирович, рабочая группа Совета просит поддержать наши предложения и дать соответствующие поручения. |
|||||||||
|