Весь спорт
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАША ИСТОРИЯ НАША КОМАНДА НАШИ ПРОЕКТЫ НАШИ ПАРТНЁРЫ НАШИ КОНТАКТЫ
I зимняя Спартакиада сильнейших спортсменовI зимняя Спартакиада сильнейших спортсменов
(8-18 февраля 2024 года, Златоуст, Красная поляна, Красноярск, Куса, Магнитогорск, Миасс, Нижний Тагил, Тюмень, Уралец и Челябинск)
XXII Олимпийские зимние игрыXXII Олимпийские зимние игры
(6-23 февраля 2014 года, Сочи, Россия)
Игры XXXI ОлимпиадыИгры XXXI Олимпиады
(5-21 августа 2016 года, Рио-де-Жанейро, Бразилия)
XXIII Олимпийские зимние игрыXXIII Олимпийские зимние игры
(9-25 февраля 2018 года, Пхенчхан, Южная Корея)
Игры XXXII ОлимпиадыИгры XXXII Олимпиады
(23 июля – 8 августа 2021 года, Токио, Япония)
XXIV Олимпийские зимние игрыXXIV Олимпийские зимние игры
(4-20 февраля 2022 года, Пекин, Китай)



    АРХИВ
      
    Апрель 2024
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930     

     

    ПОИСК ПО САЙТУ



    Rambler's Top100

    Rambler's Top100
    20.04.2015 - Наши Комментарии

    70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. ГЕРОИ ВОЙНЫ И СПОРТА. Часть V. Боевой гонщик

    70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕЮ ГЕРОИ ВОЙНЫ И СПОРТА. Часть V. Боевой гонщик

     


    9 мая исполнится 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Агентство спортивной информации «Весь спорт» при поддержке медиа-проектов Министерства спорта РФ «Сборная России-2014» и «Сборная России-2016» в рубрике «Герои войны и спорта» продолжает рассказ о соотечественниках, которые принесли планете мир. Специальный корреспондент Борис Валиев – о шофере маршала Жукова.


    Часть V. Боевой гонщик


    На выезде из города партизанской славы Брянска, близ поселка Осиновая Горка, установлен памятник «Воинам-водителям». У подножия 30-метрового пилона – фигура солдата, стоящего на подножке вздыбленного автомобиля. На противоположной стороне магистрали на двух гранитных постаментах с цифрами 1941-1945 на вечной стоянке застыли грузовые машины военных лет.


    В майские дни празднования Дня Победы сюда часто приезжал Александр Николаевич Бучин. Этот первый в стране памятник водителям, погибшим и выжившим на дорогах войны, был ему очень дорог. Хотя сам «полуторку» на войне он водил не долго, с полным основанием считал этот автомобиль своим. Называл «нашим». Здесь ничему легкомысленному не было места, здесь он ощущал какую-то особую атмосферу, которая прокручивала время назад, как пленку документальной хроники, унося его в мыслях к событиям военного лихолетья.


    Александру Буничу довелось побывать на разных фронтах, во многих горячих точках. Война для него началась в 1939 году на финском фронте, куда он попал в качестве водителя комдива Павла Артемьева, а потом все четыре года Великой Отечественной был шофером сначала генерала армии, а потом маршала Георгия Жукова. 170 тысяч километров наездил по фронтовым дорогам. Вернулся с войны в звании лейтенанта и с четырьмя боевыми орденами – Красной Звезды, Красного Знамени, «Отечественной войны» и польским Крестом храбрых, а также медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».


    Автомобильная семья


    С автомобилем в семье Бучиных знакомились с детства. Это, наверное, была самая «автомобильная» семья в стране. Любовь к машинам пошла от главы – Николая Борисовича, одного из первых русских шоферов. Это он, обучившись в начале XX века в Германии автоделу и вернувшись в Россию первоклассным водителем, установил в 1909 году на своем «Лаурин-Клементе» всероссийский рекорд скорости, проехав версту за 43 секунды. Участвовал в автопробегах и скоростных гонках по маршрутам Москва – Петербург, Москва – Орел, Петербург – Севастополь и даже Париж – Бордо.


    Пошли по стопам отца, став спортивным гонщиками, дети – сыновья Сергей, Алексей, Александр, Виктор и дочь Зинаида. Правда, все пятеро увлеклись мотогонками, сделав очень много для становления и развития этого вида спорта в стране (а здравствующий по сей день Виктор Николаевич – и лыжного спорта, открыв будущего олимпийского чемпиона Вячеслава Веденина). И сегодня для поклонников мотоспорта со стажем фамилия Бучин звучит, наверное, так же, как для футбольных болельщиков – Старостин.


    Александр Бучин свой первый официальный старт на соревнованиях принял в 1937 году. Сначала в первенстве СССР по мотокроссу, потом – в скоростной 300-километровой гонке. Тогда на всю страну уже гремело имя его старшего брата Сергея, многократного чемпиона и рекордсмена Советского Союза. Хорошо помнил Александр Николаевич, как испытывали они с Сергеем специальные стальные шипы для мотогонок на льду, сконструированные спортсменом и инженером Николаем Закревским, а затем на «Динамо» в перерывах матчей по хоккею с мячом поражали зрителей виртуозной ездой.


    В феврале 1938 года прославленного летчика Валерия Чкалова пригласили быть главным судьей проходившего в Горьком популярного мотокросса профсоюзов в честь РККА и ВМФ. Валерий Павлович согласился, но при этом выразил желание увидеть среди участников полюбившихся ему гонщиков Сергея и Александра Бучиных. Такая оценка большого знатока мотоспорта, каким был Чкалов, дорогого стоила!


    Братья Бучины и дальше думали выступать вместе, но началась Великая Отечественная война. Эта весть застала вернувшегося лишь за пять месяцев до этого с финского фронта Александра Бучина на станции Планерная, где он в составе динамовской команды готовился к чемпионату Москвы по мотокроссу.


    Расстрел в воздухе


    Война устроила для шофера Бучина другой труднейший кросс, длинной в четыре года – в дождь и пургу, жару и холод, по бездорожью и шатким переправам, нередко под прицельным огнем противника. Бывало, приходилось ночью с выключенными фарами преодолевать по 120-130 км, надеясь только на луну и собственное водительское мастерство. А однажды пришлось с утра до ночи вести машину, добираясь с Первого Украинского фронта до второго. Более 500 км отмахали в боевых условиях. Вот где пригодилась великолепная физическая закалка и навыки гонщика!


    С первых месяцев войны Александр Бучин был назначен водителем в охрану генерала армии Георгия Жукова. Поначалу водил «эмку» на «хвосте» – то есть, машину сопровождения. Из оружия – только наган и финский нож, а у сидевших рядом трех охранников – автоматы ППД. Жуков в то время ездил мало. Маршрут был практически неизменным: Генштаб – Кремль и обратно, вечером – квартира или дача. В общем, по признанию самого Александра Николаевича, работа была не пыльная. До тех пор пока после назначения Жукова командующим Резервным фронта со штабом в Гжатске они не «поехали на войну».


    «В первый же день стали свидетелями трагедии, разыгравшейся в воздухе на наших глазах, - рассказывал Александр Николаевич. – Был прохладный день уходящего лета. Заметили летевших с запада беспорядочной стаей с десяток наших истребителей И-15 и И-16. Наверное, они возвращались с задания и израсходовали весь боезапас, потому что вокруг них носились два «мессера» и в упор, не встречая ответного огня, расстреливали наших по очереди. Особенно жалко выглядели бипланчики И-15. Получив очередь, они клевали носом, входили в штопор и падали вниз, как сорванные листья. Из одного успел выпрыгнуть летчик. Над ним развернулся парашют. Мы с облегчением вздохнули: хоть этот спасется. Но в ту же секунду мелькнул "мессер", всадил в упор очередь в беспомощно качавшегося на стропах парня и ушел. Парашют как-то бережно опустил тело летчика на землю недалеко от нас. Подбежали. Он был совсем мальчиком, в синем комбинезоне, кожаном шлеме, весь залитый кровью. Жуков приказал – похоронить парня с почестями, повернулся и пошел прочь. Такого гнева на его лице, таких сузившихся побелевших глаз я потом не часто видел…»


    Шофер Жукова


    Александр Бучин личным водителем Жукова стал волею случая, произошедшего осенью 1941 года под Ельней.
    «У Жукова тогда шофер был пожилой, опытный, - вспоминал Александр Николаевич. – Но то ли растерялся он, то ли еще что-то – словом, сполз его ГАЗ-61 в кювет и никак выехать не может. Увяз в грязи. Мы, охрана, тоже остановились. Ждем. Вдруг, слышу – зовут меня. Попробуй, говорят, вывести автомобиль из кювета, ты же гонщик. Сел я за руль, включил передний мост. Вперед-назад – и выехал…»


    Георгий Константинович в тот момент не произнес ни слова, но, видимо, запомнил 24-летнего парня. После был ещё один случай. Повез Бучин порученца Жукова, генерала Петра Ивановича Кокорева на передний край и по дороге благополучно вывел машину из-под внезапно начавшегося воздушного налета, загнав ее в придорожные кусты. Неизвестно, доложил ли Кокорев своему начальнику об этом подвиге шофера или Георгию Константиновичу хватило эпизода под Ельней, но через некоторое время Бучину уже сидел за рулем его автомобиля. Сначала был ГАЗ-61 с брезентовым верхом, а в суровую зиму битвы за Москвы – семиместный «хорьх» с мотором 160 лошадиных сил, отоплением и антиобледенителями лобового и заднего стекол.
    Спустя 25 лет после окончания войны, в ноябре 1970 года, даря Бучину свои мемуары «Воспоминания и размышления», Маршал Советского Союза Жуков написал на титульной страничке: «Уважаемому Александру Николаевичу Бучину – моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги фронтов Великой Отечественной».


    «Бывало, мы проедем, а машины сзади по нашему следу шли, застревали. Жуков только головой качал: «Артист ты, Александр Николаевич. Артист…» Он меня всегда по имени-отчеству звал, хотя я ему в сыновья годился, - улыбался Бучин. – В нем не было ничего показного. Открытым был человеком, с широкой русской душой и, как каждый русский, любил ездить «с ветерком». Но быстрая езда только по делу, он терпеть не мог скорость ради скорости. Знаете, на фронтовых дорогах едешь на третьей скорости, а опасность спешит на четвертой. Война есть война. Когда нужно было «нажать», Георгий Константинович давил ногой на мою ногу на акселераторе, а снизить скорость – говорил по-кавалерийски: «Короче!»»


    Гонщик на войне


    Вот что в октябре 1942 году в очерке «Семья водителей», опубликованном в «Вечерней Москве», написал об Александре Бучине известный советский спортсмен, обладатель значка «Заслуженный мастер спорта» под №2 журналист Платон Ипполитов:


    «По заминированным полям, по горячей полосе наступления, ночью, на ощупь, с гоночной скоростью по мало-мальски твердой дороге мчал вездеход Александр Бучин, перекрывая все существующие рекорды спортивного кросса. Машина в руках спортсмена на вихревой быстроте выпутывалась из самых опасных и рискованных положений.


    Однажды командир спешил, он был вызван командованием. Александр пустил машину по шоссе во весь бензиновый опор. Спидометр показывал 130 км в час. Вдруг машина попала на загрязненный участок гладкого, прямого шоссе. Внезапно пропало сцепление баллонов с поверхностью дороги. Тяжелую машину швырнуло, как щепку. Автомобиль прыгнул в обратную сторону, седокам угрожала неминуемая гибель.


    Александр с неуловимой быстротой и непостижимой точностью перебирал руками руль, вращал штурвал то в одну, то в другую сторону. Укрощение строптивой машины произошло в доли секунды. Глазомер, точность, быстрота, хладнокровие гонщика вернули машине утраченное направление. Седоки продолжали мчаться с прежней скоростью.


    Как-то, находясь в Москве, Александр забежал на часок к себе на квартиру. На гимнастерке фронтовика алел орден Красной Звезды. Он узнал все семейные новости. Брат Алексей – гимнаст и конькобежец – работает за рулем. Виктор – пловец, легкоатлет, мастер лыжного спорта – боец. Зинаида получила шоферские права. Александру передали печальную весть. Выполняя боевое задание, погиб старший брат Сергей…»


    Да, было о чем вспомнить шоферу знаменитого полководца. Особенно изматывающими были километры на легендарной «Дороги жизни», оплаченной смертями тысяч советских людей. Однажды там же, под Ленинградом, по дороге в штаб шальной фашистский снаряд угодил аккуратно между машиной Жукова и ехавшим сзади автомобилем Климента Ворошилова. А делая после одного из артобстрелов профилактику своему ГАЗ-61, водитель увидел повреждение на руле, а затем нашел в салоне осколок мины.


    Был случай, когда, возвращаясь из армии Ивана Баграмяна, чуть не угодили к немцам. Штабной капитан-проводник напутал – и вывел кортеж прямёхонько на нейтральную полосу. Тогда первым сориентировался Георгий Константинович, велев Александру остановиться и поворачивать назад. Под Курском и вовсе заехали ненароком в зону наступления немецких танков, пришлось выбираться из-под обстрела задним ходом.


    «Спасибо, Саша!»


    Но особенно запомнился Бучину день 8 мая 1945 года, когда вез маршала в Карлсхорст на подписание «Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии». Накануне, после очередной встречи с союзниками, Георгий Константинович, сев в машину, вдруг обнял его и сказал: «Спасибо, Саша, за всё!» Единственный раз просто по имени назвал. Сердце тогда ёкнуло: «Победа!»


    «Когда ехали в Карлсхорст – ни обстрела, ни светомаскировки, ни минных полей. А я еду и волнуюсь, - вспоминал Александр Николаевич. – Приехали. Потом немцев во главе с Кейтелем привезли. Я сижу в автомобиле и думаю: «Неужели всё? Сколько ж мы этого ждали!» Когда же медленно вёз Жукова на параде союзников вдоль строя советских, американских, английских и французских войск, поймал себя на мысли, что как будто заново проехал весь путь от 41-го до 45-го. Все 170 тысяч километров…»


    После войны Александр Бучин еще год работал с маршалом, а затем вернулся в мотоспорт. Вернулся побеждать, мысленно приняв эстафету у погибшего брата Сергея. В 1947 году в составе сборной команды Вооруженных Сил по шоссейным мотогонкам установил три всесоюзных рекорда в классе машин с объемом двигателя 500, 750 и свыше 750 кубических см. Спустя несколько месяцев выиграл чемпионат Москвы по мотокроссу, а в1949 году стал мастером спорта.


    Долгое время Александр Николаевич работал водителем междугородних автобусов, потом – в «Совтрансавто», возил по Европе грузы, набирая, по его словам, вместе со сменщиком каждый месяц по 14-15 тыс. км. Такая нагрузка не всякому молодому шоферу под силу, а для разменявшего в тот момент седьмой десяток Александра Николаевича она была привычной. За высокие трудовые показатели и безаварийную езду почетный автотранспортник Бучин был удостоен ордена «Знак Почета».


    Александр Бучин умер в 92 года, всего год не дожив до 65-летия Великой Победы.


    все материалы раздела

    Первый улов
     
     
    НАШИ АНОНСЫ
    13.03.2023
    13-19 марта, календарь турниров

    06.03.2023
    6-12 марта, календарь турниров

    27.02.2023
    27 февраля – 5 марта, календарь турниров

    21.02.2023
    20-26 февраля, календарь турниров

    09.02.2023
    12-19 февраля, календарь турниров
     
    Наши галереи
    09.02.2014
    ВСЕ МЕДАЛИ СБОРНОЙ РОССИИ НА ОЛИМПИАДЕ-2014 В СОЧИ!

    30.08.2010
    Открытый чемпионат "Итеры" по велоспорту

    18.06.2010
    Игорь Макаров – новый президент Федерации велоспорта России

    16.06.2010
    Андрей Бокарев – новый президент Федерации фристайла России

    21.05.2010
    Избрание Александра Жукова президентом ОКР
     
    Наши Комментарии
    14.01.2018
    Рейтинг Агентства «Весь спорт» «25 персон, которые оказали наибольшее влияние на российский спорт в 2017 году»: Томас Бах – самый крутой, Александр Жуков – второй, Виталий Мутко – впервые в антирейтинге

    17.01.2017
    Рейтинг Агентства «Весь спорт» «25 персон, которые окажут наибольшее влияние на российский спорт в 2017 году»: первые – активисты из организации «Спорт и право», вторые – президенты зимних федераций, третьи – фигуристка Медведева и лыжник Устюгов

    09.01.2017
    Рейтинг Агентства «Весь спорт» «25 персон, которые оказали наибольшее влияние на российский спорт в 2016 году»: Юлия Ефимова – самая крутая, Александр Жуков – четвёртый, Виталий Мутко – пятый

    28.07.2016
    Понкин И.В. Заключение (предварительное) по Докладу Р. Макларена от 16.07.2016

    07.05.2016
    Исследование «Альянса спортсменов-победителей»: «Ошибка в коммуникациях WADA и сила осуждения»
     
    Наши публикации
    01.04.2024
    «ИСТОРИИ ИЗ ГОСАРХИВА». Публикация первая. 55 лет спустя: обнаружен неизвестный уникальный рекорд Валерия Харламова!

    11.02.2024
    ИСТОРИЯ. Олимпийцы 10 лет спустя: 36 участников сочинских Игр-2014 выступят на зимней Спартакиаде сильнейших-2024. Часть 3

    10.02.2024
    ИСТОРИЯ. Олимпийцы 10 лет спустя: 36 участников сочинских Игр-2014 выступят на зимней Спартакиаде сильнейших-2024. Часть 2

    09.02.2024
    ИСТОРИЯ. Олимпийцы 10 лет спустя: 36 участников сочинских Игр-2014 выступят на зимней Спартакиаде сильнейших-2024. Часть 1

    08.02.2024
    ИСТОРИЯ. Первая зимняя Спартакиада народов СССР: результаты и факты
     
    Лучший спортсмен России
    25.04.2010
    Бадминтонистки Сорокина и Вислова – лучшие спортсмены третьей недели апреля!

    15.04.2010
    Евгений Чигишев – лучший спортсмен второй недели апреля!

    11.04.2010
    Яна Романова – лучшая спортсменка первой недели апреля!

    01.04.2010
    Иван Черезов – лучший спортсмен заключительной недели марта!

    27.03.2010
    Мария Иовлева – лучший спортсмен третьей недели марта!
     
    Рейтинги от Public.Ru
    10.05.2006
    Итоги освещения в Российских СМИ Чемпионата Европы по борьбе

    14.04.2006
    Материал к статьям на тему «Спортивная борьба»

    07.04.2006
    Статистика упоминаний видов спорта в контексте зимних Олимпийских игр 2006 года
     
    Наши герои
    15.06.2006
    Владислав Третьяк - трёхкратный олимпийский чемпион, председатель Комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту и делам молодежи, президент Федерации хоккея России (ФХР)

    23.09.2005
    Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России, капитан сборной страны в Кубке Дэвиса

    02.09.2005
    Роберт Джеймс Фишер - экс-чемпион мира по шахматам

    19.08.2005
    Елена Исинбаева - олимпийская чемпионка, многократная рекордсменка мира по прыжкам с шестом

    17.06.2005
    Александр Карелин – трехкратный олимпийский чемпион, Герой России, депутат Госдумы
     
    Наша статистика
    16.01.2007
    Все результаты российских теннисистов, вторая неделя, 8-14 января

    08.01.2007
    Результаты крупнейших соревнований по олимпийским видам спорта, декабрь 2006 года

    08.01.2007
    Все результаты российских теннисистов, первая неделя, 1-7 января

    07.01.2007
    Результаты крупнейших соревнований по олимпийским видам спорта, ноябрь 2006 года