![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() | ||||||||||
| ||||||||||
![]() | ||||||||||
|
![]() |
12.05.2009 - Наши публикации Главный врач российской "Катюши" Андрей Михайлов - о проблеме допинга в велоспортеАндрей МихайловОт «Катюши» передам привет Интервью: Евгений Слюсаренко 9 мая в Венеции стартовала многодневная велогонка «Джиро д’Италия» - один из трех великих гранд-туров, наряду с «Тур де Франс» и «Вуэльтой». Для единственной российской команды элитного Про-тура «Катюша» пока все внове – и сама гонка, и сопутствующие ей события. Включая – допинговые скандалы. Накануне старта «Джиро» стало известно, что проба «А» австрийского гонщика нашей команды Кристиана Пфаннбергера дала положительный результат на ЭПО (эритропоэтин). Главный врач «Катюши» Андрей Михайлов рассказал SportWeek о «колпаке» WADA (Всемирного антидопингового агентства), рисковых ребятах и возможности побеждать без допинга. «Есть рисковые ребята, которые думают, что проскочат» - Андрей, как можно объяснить положительную допинг-пробу на ЭПО у гонщика «Катюши»? - Если коротко, пока – никак. Для нас это просто шок и огромное недоумение. Это исключительно самодеятельность гонщика, его личное решение. - В «Катюше» ведется антидопинговая профилактика, пропаганда? - Конечно, ведь в этом и заключается наша работа. Мало сказать спортсмену: «Так делать нехорошо…» – и погрозить пальчиком. Потому что он все равно потом приходит в пелотон, в неблагоприятную среду, где такой аргумент не всегда работает – и «срывается». Необходимо все объяснять. И в «Катюше» перед началом сезона проводился курс лекций по спортивной физиологии и биохимии. Я повторил все на итальянском, английском и русском языках, чтобы информация дошла до всех. Особо подчеркнул, что сейчас использование сомнительных фарм-программ невозможно – грубо говоря, мы все «под колпаком» у WADA. - Популярно мнение: тотальными проверками WADA убивает велоспорт. - Это сложный вопрос. WADA выстраивает сложную систему, которая в принципе должна исключить употребление препаратов, которые считаются запрещенными. У них огромный штат «ловцов». При этом гонщик должен регулярно сообщать, где он находится, чтобы у контролеров была возможность проследить за ним. А чтобы участвовать в соревнованиях, команда Про-тура перед началом сезона должна заплатить взнос в 120 тыс. евро за систему ADAMS и ведение специалистами биологических паспортов спортсменов. Команда континентального уровня платит порядка 60 тыс. евро. За прошлый год WADA собрала в велоспорте около 8,5 тыс. проб, из них 4 тыс. – между гонками. Фактически речь идет о тотальном контроле. - Тем не менее, велосипедисты продолжают употреблять допинг. - Не все лаборатории имеют передовые методики, не во всех лабораториях инструменты правильно откалиброваны. Поэтому есть рисковые ребята, которые, зная об этом, думают, что проскочат. С биологическими профилями использование запрещенных препаратов станет практически невозможным. Кроме того, появился еще очень важный психологический момент. Борьба с допингом прививает спортсмену новую ментальность. Он начинает сознавать: если его поймают, в следующем году всю команду могут не пригласить на соревнования, от команды могут отвернуться спонсоры – и тогда коллектив из 65-70 человек окажется на улице. Это дополнительная преграда в сознании. «Медицинская служба команды – не лаборатория» - Если вернуться к случаю с Пфаннбергером… Медицинская служба «Катюши» могла проконтролировать, что он принимает? - Понимаете, медицинская служба команды – не лаборатория. Да, мы контролируем гематологические параметры спортсмена в системе ADAMS. И если они в норме, не сдвинуты очень резко, значит, даже заподозрить ничего нельзя. - А внутренний контроль? - Для этого необходимо специальное оборудование, которым обладают лишь немногие команды. Иными словами, можно довериться WADA, а можно параллельно проводить свой контроль. Иногда, если кого-то выявляют при внутреннем контроле, его просто убирают из команды по-тихому. Хотя бывают случаи, когда команды докладывали о таких случаях в Международный союз велосипедистов (UCI). Так произошло прошлым летом с нашим Володей Гусевым – когда команда «Астана» нашла в его анализах превышение каких-то внутренних биохимических показателей. - В велоспорте возможно побеждать без допинга? - Конечно. Я знаю людей, которые выигрывали очень серьезные гонки с очень низкими цифрами гематокрита. Просто нужна правильная работа. Еще недавно молодые спортсмены имели другую, перекошенную ментальность – считали, что без химии побеждать невозможно. Сейчас, слава богу, все постепенно становится на свои места. Но какое-то время для полной нормализации сознания еще, безусловно, потребуется. - Когда ловят российских спортсменов, часто возникает тема заговора. - Не думаю, что в нашем случае это актуально. Хотя, согласен: не все счастливы от появления глобального российского проекта «Катюша», заявленных целей и темпов их развития. Наверняка есть силы и люди, которые будут делать подкоп, чтобы если не взорвать, то хотя бы дестабилизировать ситуацию. «Скандал способен возникнуть на пустом месте» - Расскажите, кто входит в медицинскую службу «Катюши»? - Нас трое. Это замечательный доктор Александр Яблуновский из Санкт-Петербурга, обладающий огромным опытом, в свое время работавший еще с Вячеславом Екимовым. Итальянец Роберто Рикомбони, чья основная функция заключается в ведении документации. Наконец, ваш покорный слуга, по профилю травматолог. В свое время я окончил ГЦОЛИФК, в конце 80-х работал в сборной СССР по шоссе, а в начале 90-х – в первой русской профессиональной команде «Альфа Люм», последние 15 лет – в европейских командах. Прошел четыре Олимпиады: со сборной СССР – Сеул-88, со сборной России – Атланту-96, Сидней-2000 и Афины-2004. - Подготовка медицинской службы команды к «Джиро» отличается от подготовки, скажем, к однодневкам или менее крупным гонкам? - Принципиально – нет. Команду обслуживает одна медицинская бригада, обладающая теми же возможностями и методами. Хотя в многодневках, конечно, многократно возрастает нагрузка. Поэтому с командой на такие гонки ездят больше массажистов, чем обычно. Их работа на таких гонках – одна из основополагающих. - Какие восстановительные программы используете на многодневках? - Есть определенные аминокислотные, поливитаминные добавки, угеводо-белковые смеси, которые надо принимать сразу после финиша. Также необходимо правильное питание, насыщенное биологически активными элементами. Сейчас UCI запретил делать капельницы. С другой стороны, организаторы гонок сейчас часто идут нам навстречу, планируя два выходных вместо одного. Кроме того, накануне больших гонок мы готовим список восстановителей и витаминных препаратов, которые собираемся использовать – и посылаем медицинским экспертам, которые их разрешают или запрещают. - Зачем? - Это очень важно. В современных условиях скандал может возникнуть на пустом месте. Если какой-то препарат неизвестен полиции и другим проверяющим или карающим органам, его экспроприируют, потом анализируют. А журналисты сразу пишут: «У команды Х найден неизвестный подозрительный препарат». Это – сразу пятно на команде. Через несколько дней в той же газете мелким шрифтом будет написано, что на самом деле все в порядке, но осадок, как говорится, останется. Нам такое не нужно. «Самая тяжелая неделя на «Джиро» – всегда третья» - Самый сложный момент на «Джиро»? - На гранд-турах это всегда – третья неделя. Сложна она и физически, и – в первую очередь – психологически. Спортсмен работает на недовосстановлении, с каждым днем все больше и больше сдает функционально. На это накладывается чисто психологическая усталость от постоянного нахождения в седле. В таких моментах часто приходится бывать не только врачом, но и психотерапевтом (улыбается). Впрочем, этими навыками, я думаю, обладают все члены медицинской бригады. Без них в нашем виде спорта никуда. - Молодому гонщику внимания уделяете больше, чем опытному? - Трудно ответить однозначно... Каждый гонщик имеет свои биологические пики формы. Безусловно, юные ребята больше нуждаются в советах. Кто ездит в пелотоне не первый год, знает, когда начать и завершить сезон, через серию гонок должен выйти на пик. Молодежь, к сожалению, не всегда может проанализировать себя, свои выступления. Зачастую ребята даже не знают, как правильно тренироваться. Стараемся направить его в нужное русло. - Вы как знающий состояние каждого спортсмена изнутри, можете сказать, когда «Катюша» добьется больших побед? - Ну, во-первых, у нас уже дела обстоят неплохо (смеется). За первые четыре месяца существования команды уже выиграли 14 гонок, получили много подиумов. Мне нравится, как развивается проект «Катюша». С самого начала было сделано несколько правильных шагов. Одно из них – приглашение на роль президента Андрея Чмиля. Для такой роли был нужен человек, который соединяет в себе определенные качества. Чмиль был одним из ключевых гонщиков мирового велоспорта 90-х, не был замешан ни в одном скандале, работал в UCI. Он полностью свой человек в профессиональном велоспорте. Это сразу придало нашей команде высокий статус. Второй важный момент: «Катюша» фактически является базовой командой шоссейной сборной России. Через гонки Про-тура ребята получают неоценимый опыт, готовятся к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Думаю, в Лондоне-2012 это многие поймут и оценят. - Но вы так и не ответили на вопрос, что ждет команду на «Джиро». - Скажу так: сейчас мы на втором месте в рейтинге UCI, но после «Джиро» ситуация может измениться. Перед ребятами поставлена четкая цель: проявить себя в командной разделке и выиграть отдельные этапы. Нам это по силам. Автор – шеф-редактор Агентства спортивной информации «Весь спорт» (www.allsportinfo.ru) |
![]() |
|||||||
![]() |