| ||||||||||
|
11:29 07.10.2020 - Спортивная политика Олег Матыцин: одним из важнейших приоритетов считаем повышение влияния в деятельности Международного олимпийского комитета и международных федерацийВчера, 6 октября, президент России Владимир Путин провёл в формате видеоконференции заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. Обсуждались – реализация стратегических и программных документов в области физкультуры и спорта и проект «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Агентство «Весь спорт» публикует выступление министра спорта РФ Олега Матыцина.
Владимир Путин: Я попрошу министра спорта Олега Васильевича Матыцина прокомментировать, что было вами предложено как руководителем рабочей группы Госсовета.
Олег Матыцин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Прежде всего спасибо, Владимир Владимирович, Вам за замечания, обозначенные во вступительном слове. Все они обязательно будут учтены в нашей работе. Конечно, благодарю рабочую группу во главе с Олегом Николаевичем Кожемяко за детальный и очень конструктивный анализ реализации стратегических и программных документов в области физической культуры и спорта, а также Стратегии.
Современное состояние физической культуры и спорта определяется итогами реализации государственной политики, обозначенной в указах Президента Российской Федерации и «Стратегии развития до 2020 года».
Кратко о результатах. Основные задачи реализованы, однако, как отметили вы, Владимир Владимирович, и Олег Николаевич в своём выступлении, не все цели достигнуты, что, конечно же, требует очень серьёзной совместной деятельности. Главный показатель нашей работы – доля систематически занимающихся граждан – выполнен. За десятилетие в два с половиной раза вырос уровень обеспеченности населения объектами спорта, возрождён Всероссийский комплекс ГТО, в котором сегодня участвуют около 13 миллионов человек, проведена реформа системы спортивной подготовки. Система работает на основе соответствующей концепции на период до 2025 года, утверждённой Правительством Российской Федерации на основании решения Совета по спорту от 23 мая 2017 года и по вашему, Владимир Владимирович, поручению. Система, считаю, работает продуктивно, в чём я убедился, посетив за последний месяц 11 регионов и общаясь с руководителями субъектов, спортивной общественностью, всероссийскими спортивными федерациями.
При этом, конечно же, нам понятны и проблемы, связанные с недостаточной интеграцией систем спорта и образования. Потенциал мы вместе с Министерством просвещения, Минобрнауки видим во взаимном дополнении возможностей спортивных школ, работающих по стандартам спортивной подготовки детско‑юношеских спортивных школ системы образования. Гармонизация законодательства в этой области в соответствии с Вашим поручением, конечно, требует очень внимательной, детальной проработки с широким участием регионов. Минспорт готов выступить в качестве единого методического межведомственного центра по совершенствованию работы в области детско‑юношеского спорта. Прошу поддержать это предложение.
В этом году, как Вы отметили, наша страна и весь мир впервые столкнулись с масштабными ограничениями в занятиях физической культурой и спортом. И конечно, Министерство спорта совместно с Роспотребнадзором, Федеральным медико‑биологическим агентством, спортивными федерациями приняли адекватные оперативные меры по организации работы в условиях пандемии, экономической поддержки сферы физической культуры и спорта, а также поэтапному выходу из карантина, включая работу федеральных спортивных баз, объектов массового спорта, разработку регламента проведения соревнований. В настоящее время, мы считаем, сформирован эффективный алгоритм действий.
Хочу поблагодарить всех коллег за проделанную работу и считаю: мы готовы к новым вызовам. Одним из уроков пандемии и одной из задач стратегии видится создание материально‑технической базы в виде федеральных центров для полноценной и автономной подготовки сборных команд на территории Российской Федерации. В период карантина мы столкнулись с тем, что некоторые виды спорта из‑за полного отсутствия условий в стране остались без возможности специализированной подготовки.
Проект Стратегии‑2030 учитывает современные вызовы и риски, в частности, связанные с пандемией, что обусловило этапность в реализации Стратегии и возможную корректировку целевых показателей.
Отмечу основные моменты. Потенциал развития спортивной подготовки видим в интеграционном межведомственном взаимодействии с Минпросвещения и Минобрнауки. На это направлены программы развития школьного и студенческого спорта, разработанные во исполнение Вашего, Владимир Владимирович, поручения. И конечно, к следующему Совету мы доложим о результатах их реализации.
В целях создания центров раннего физического развития, о чём Вы говорили, начиная с двухлетнего возраста, создана федеральная экспериментальная инновационная площадка «Стань чемпионом», реализующая проект в области раннего физического развития детей, их ориентации на различные виды спорта и отбора спортивно одарённых детей.
При подготовке кадров будем развивать практикоориентированную подготовку высокопрофессиональных специалистов с использованием потенциала международного сотрудничества. Необходимо обеспечить прорывное научно‑технологическое развитие и ускоренное внедрение инноваций в подготовку спортивного резерва и спорт высших достижений с учётом современных тенденций и, конечно, с привлечением ресурса Российской академии наук и современных компаний, например, как «Иннопрактика». Важнейшее направление работы – создание межотраслевой кластерной системы спортивной медицины с развитием экспериментальной и инновационной деятельности с учётом передового международного опыта. Такая работа уже совместно с Федеральным медико‑биологическим агентством начата.
Цифровая трансформация – абсолютный приоритет. Нами сформирована ведомственная программа. Совместно с Минцифрой мы приступили к созданию единой цифровой платформы. Этот инструмент наряду с оптимизацией госуправления поможет, как Вы справедливо отметили, эффективно развивать инфраструктуру с учётом запроса населения и даст возможность людям, где бы они ни находились, понимать, какие спортивные объекты есть и каким видом деятельности они могут заняться в зависимости от своих приоритетов.
Мы продолжим стимулирование инвестиционной привлекательности нашей сферы с привлечением современного института развития, в частности бюджетных инвестиций. Предпочтение будет отдаваться созданию малобюджетных объектов спорта и плоскостных сооружений, в том числе на сельских территориях и в малых городах.
При этом основной точкой роста инфраструктуры мы видим сферу образования с формированием спортивной составляющей в университетах, а также в межшкольных объектах с соответствующей кадровой поддержкой, что может стать в том числе базисом подпрограммы «Спорт на селе». Её реализация планируется в пределах лимитов госпрограммы. Безусловно, основные партнёры в развитии спорта – это спортивные федерации, олимпийское и паралимпийское движение.
Сегодня выстроен структурированный механизм и взаимодействие с государством, что позволяет полностью обеспечить процесс подготовки сборных команд и развитие видов спорта. Нам период пандемии ещё раз подтвердил, что только существующая система государственного управления сферой физической культуры и спорта позволяет преодолеть вызовы и обеспечить эффективное взаимодействие всех звеньев системы, включая общественные организации, регионы и ведомства.
Одним из важнейших приоритетов считаем международную деятельность при содействии Министерства иностранных дел, включая укрепление и взаимодействие со странами СНГ, БРИКС, а также работу в формате ЮНЕСКО, повышение влияния в деятельности Международного олимпийского комитета, Ассоциации национальных олимпийских комитетов и международных федераций.
Укреплению позиций отечественного спорта на международной арене, безусловно, будет способствовать реализация программы противодействия применению допинга, включая образовательный и административный аспекты, начиная с первых шагов юных спортсменов. Сегодня уже закреплены многие позиции в нашем законодательстве.
Дальнейшее совершенствование законодательной нормативной базы является также одним из приоритетов стратегии, будет направлено на оптимизацию и гармонизацию межведомственной работы, создание условий взаимодействия бизнеса и государства, корпораций и коммерческого сектора в реализации спортивных проектов, развитие кадровой политики, профессионального спорта, потенциал которого, об этом сегодня Олег Николаевич (Кожемяко – руководитель рабочей группы по подготовке Совета, губернатор Приморского края) говорил, пока не реализован. Но во главе угла должен стоять человек, поэтому особое внимание планируется уделить условиям труда и вопросам социальной защиты спортсменов, тренеров, специалистов и, конечно, ветеранов спорта. Все эти положения составляют основу проекта стратегии. Они определяют приоритетные направления развития физической культуры с учётом национальных целей, определённых в указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года.
Основными целевыми индикаторами и показателями Стратегии определены: доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения, не имеющего противопоказаний к занятиям спортом, – 70 процентов, удовлетворенность граждан – 70 процентов. Мы ставим перед собой амбициозные задачи – обеспечить лидирующие позиции отечественного спорта на международной арене, создать современную модель развития детско‑юношеского спорта и студенческого спорта. Проект Стратегии согласован со всеми заинтересованными министерствами и субъектами Российской Федерации, прошёл общественное обсуждение и учитывает практически все предложения. Конечно же, те предложения, которые сделаны членами Совета, также будут учтены и реализованы в итоговом варианте Стратегии.
Задачи Минспорта, как центра ответственности за реализацию Стратегии – обеспечить консолидацию и координацию деятельности всех ведомств, регионов, общественности, бизнес‑структур, интегрируя вопросы развития физической культуры и спорта в смежные отрасли экономики и социальной сферы, о чём также говорил Олег Николаевич.
Прошу поддержать проект Стратегии.
Завершая своё выступление, хотел бы выразить признательность Вам, Владимир Владимирович, за доверие и поддержку, а также поблагодарить всех коллег, принявших активное участие в разработке проекта Стратегии.
Владимир Путин: Спасибо, Олег Васильевич.
Олег Николаевич тоже говорил о ГТО, и Вы сейчас упоминали. Олег Васильевич, у Вас огромный опыт в сфере юношеского спорта, студенческого спорта, причём не только внутри страны, но и на международной арене. Нужно просто, чтобы нормы ГТО были интересны, сдача их носила соревновательный характер какой‑то. Не нужно их приравнивать к каким‑то другим нормам, скучным и таким вялым, к каким‑то нормативам, которые не приносят радости и удовольствия от их сдачи. Нужно организовать эту работу соответствующим образом. И я знаю, что если этим заняться как следует, причём на местах и с методической поддержкой центра, то это и получится. Конечно, можно, как Олег Николаевич предложил, вводить какие‑то льготы при приобретении, я не знаю, спортивных товаров и так далее. Это какая‑то необычная форма поощрения занятий спортом, но обо всём можно, конечно, подумать. Сама по себе организация процесса должна быть интересной и захватывающей, особенно для молодых людей. Но мы поговорим ещё об этом. |
|||||||||
|